Моменты тишины

Самое потрясающе в Москве сегодня утром, после взрывов, была тишина. Москва не бывает ни пустой ни тихой, но сегодня она чрезвычайно мирна. На улицах меньше машин, в метро меньше людей. Это не удивительно.

Удивительно (мне, по крайней мере) то, как молчат публика и государство. Репортажи по телевидению спокойны, а к 10:30 (за два с половиной часа спустя появления новости о первом взрыве) все каналы вернулись к своей обычной, развлекательной сетке. Постоянное освящение событий можно было найти только на радио и на интернете. Медведев и Путин высказались, ровно как и Лужков, но всего лишь для про формы. Первые два лица нас уверяли в том, что виновники будут найдены и уничтожены, а третий в том, что сокольническая линия метро заработает в полном объеме к 16-и часам.

В большинстве западных городов, мне кажется, после первого взрыва закрыли бы метро целиком. Но не в Москве. Даже после второй бомбы закрыли только центральную часть красной ветки. Большинство пассажиров на других ветках ничего не знали бы о случившемся, услышав только банальные сообщения о том, что закрыли часть станций на красной линии. Казалось бы, чего тут такого. Кроме как на Лубянке и Парке культуры, даже не было больше милиций, чем обычно. Впрочем, от них толка было бы все равно мало.

Дмитрий Тренин правильно, на мой взгляд, излагает всю сложность положения властей. Они должны показать действие, но они мало чего могут делать эффективного. Даже самые хорошо организованные государство, с самыми профессиональными спецслужбами, с трудом предотвращают подобные атаки. А Россия не назовешь хорошо организованным государством.

Пока что власть выбрала стратегию избежания проблемы: сводить разговоров к минимуму, уменьшить контакт с публикой, ничем не рисковать. Официальная линия — что виноваты шахидки с Кавказа — вполне логична (и, вероятно, правда), но еще и легко осваивается гражданами. Она не напрашивает сложных вопросов. В какой-то момент, власть может пользоваться случаем продвигать какие-то "реформы", как это было с отменой выборов губернаторов после Беслана. Или нет. Но не будет ни публичной дискусии, не попытки вовлечь общество в процесс рефлекции.

Но молчание государство имеет последствие. Россияне начинают действовать сами. Радио Эхо Москвы передает сообщения о том, что граждане начинают бить пассажиров неславянской наружности в метро, пока милиция бездействует. Оставляя публичное пространство и заставляя общественной сознание искать простые и удобные пути понимания случившегося, российское руководство теряет возможность влиять на результат. Если бы Путин с Медведевым вышли через СМИ к народу, были бы в центре внимания, граждане могли бы на них вылить свои эмоции, а руководители могли бы этой яростю направлять. Но ярось находит других мишеней, и результатом станет только все больше насилия.

One thought on “Моменты тишины

Leave a comment